В СК заявили, что фильм Лунгина «Остров» помог раскрыть убийство замглавы ЦБ Козлова

Андрей Козлов был застрелен вместе со своим водителем 13 сентября 2006 года при выходе из спортивного комплекса «Спартак» у своего служебного Mercedes.

Фильм режиссера Павла Лунгина «Остров» помог раскрыть убийство заместителя председателя Центробанка Андрея Козлова и установить заказчика. Об этом рассказал в эфире телеканала Следственного комитета РФ старший следователь по особо важным делам при председателе СК РФ Валерий Хомицкий, расследовавший это одно из самых резонансных заказных убийств 2000-х годов. 

Андрей Козлов был застрелен вместе со своим водителем 13 сентября 2006 года при выходе из спортивного комплекса «Спартак» у своего служебного Mercedes. В должности заместителя председателя Банка России он создавал систему противодействия отмыванию преступных денег. 

«У нас было взято сразу три исполнителя [убийства]. Мы начали с ними работать, но это мало что давало. Каждый из этих лиц ничего не знал ни о заказчике преступления, ни о посредниках», — рассказал Хомицкий. Следствие тщательно анализировало, кому конкретно было выгодно убийство Козлова. «Это было небыстро. Но на поверхность у нас выплыли банки некоего Френкеля. Когда Козлов закрывал один банк Френкеля, он открывал другой. Закрывал другой — открывал третий», — пояснил следователь. Но оснований для задержания банкира Френкеля не было, потому это были лишь косвенные доказательства. 

По анализу телефонных звонков киллеров с посредниками, большинство из которых к тому времени уже скрылись, удалось выйти на бывшую сотрудницу одного из банков в Дагестане, владелицу московского ресторана «Триш» Лиану Аскерову. 

Так совпало, что Аскерову задержали на следующий день после телевизионного показа фильма Павла Лунгина «Остров». В ходе беседы с ней Хомицкий сперва стал расспрашивать ее об увлечениях, о том, что она читает. «Это была такая непринужденная беседа. И само по себе как-то вышло на этот вчерашний фильм. Я говорю: «Вот вчера фильм такой посмотрел, ты не видела случайно?». Она смотрит на меня. Говорит: «Остров?». Я говорю: «Да». Она: «Да, я вчера его смотрела». Я сделал такую паузу. Какое-то время молчание», — вспоминает этот допрос Валерий Хомицкий. 

После молчания он задал ей вопрос: «Лиана, а как ты с этим жить дальше будешь?». «Молчание. Я молчу. Она молчит. Она понимает, что я спросил: ведь один из людей, из бойцов (главный герой фильма «Остров», ставший монахом, чтобы искупить совершенное во время войны убийство командира — прим. ТАСС), который убивал своего командира, всю последующую жизнь думал о том, а как же мне быть, как жить дальше? Как мне все это замолить? — сказал Хомицкий. — Она смотрит мне в глаза и говорит: «Да. Сложно мне будет жить дальше. Френкель заказал это убийство». 

«Так ко множеству косвенных улик добавилась прямая. Все дальнейшие действия — обыски и допросы — превратили эти улики в неопровержимое доказательство. Суд присяжных был в вердикте единодушен: виновен», — отметил следователь. 

«Людей, которые бы желали убийства Козлова, было немало. Сколько людей занималось отмыванием, чему противостоял Козлов, и каждый из них мечтал. Но все действия, направленные на убийство, осуществлял только Френкель, исходило все только от него, деньги проплачивал он, Аскерову нашел он», — добавил Хомицкий. 

В октябре 2008 года присяжные признали Алексея Френкеля и других подсудимых виновными в подготовке и покушении на Андрея Козлова. 13 ноября 2008 года Мосгорсуд приговорил Френкеля к 19 годам лишения свободы, Лиана Аскерова была приговорена как соорганизатор убийства к 13 годам лишения свободы, остальным подсудимым были назначены сроки от шести лет до пожизненного лишения свободы. 

Фильм Павла Лунгина «Остров» — о жизни, как об искуплении за убийство, совершенное в молодости, показали по телевидению накануне задержания Аскеровой. Он получил высокие оценки на российских фестивалях, а патриарх Алексий особо отметил эту ленту, сказав, что «его создатели сумели показать глубокое, искреннее покаяние человека». 

29 ноября 2006 года на встрече с создателями фильма в Патриаршей резиденции он назвал фильм первым серьезным обращением российского кинематографа к монашеской теме, к христианской жизни в целом. Он передал создателям ленты благословенные патриаршие грамоты за проделанный труд.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *